195196, г. Санкт-Петербург,
ул. Рижская, дом 1
Телефон:+7 (812) 740-79-48/49

Легитимность деятельности


Определение критериев безопасности гидротехнических сооружений

Эффективная работа комплексной оценки состояния ГТС возможна только при организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в т.ч. автоматизированных, дистанционных)

наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнического сооружения в необходимых объемах.
Предельные значения количественных и качественных показателей состояния ГТС и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений определяются как критерии безопасности гидротехнического сооружения.
Контролируемые показатели состояния ГТС и условий его эксплуатации характеризуют напряженно-деформированное состояние ГТС, фильтрационный, температурно-влажностный и гидравлический режимы в сооружениях, их основаниях и береговых примыканиях, параметры нагрузок и воздействий, а также уровень эксплуатационного состояния.
При определении критериев безопасности обоснование прочности и устойчивости ГТС и их оснований должно быть выполнено из условия недопущения наступления предельных состояний на основании соответствующих строительных норм и правил.
Собственник или эксплуатирующая организация обязаны (в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений») обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС.

Установлены два обязательных этапа определения (назначения) критериальных значений диагностических показателей (критериев безопасности):
- на стадии проекта;
- на стадии эксплуатации.
Критериальные значения диагностических показателей, разработанные на стадии проекта, должны корректироваться на стадии ввода объекта в эксплуатацию с учетом всей дополнительной информации, полученной в период строительства, а также с учетом возможного расширения объема контроля за эксплуатируемым ГТС.
Критериальные значения диагностических показателей должны быть откорректированы и вновь утверждены органом надзора также в случаях:
- изменения нормативно-правовой базы, действовавшей при определении и утверждении критериев безопасности;
- изменения состояния ГТС и условий его эксплуатации, приведших к изменению эксплуатационного состояния.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона 117-ФЗ критерии безопасности подлежат утверждению органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Собственник (или эксплуатирующая организация) обязаны представить критерии безопасности на утверждение одновременно с представлением декларации безопасности.

Утверждение критериев безопасности осуществляется органом надзора на основе рассмотрения следующих материалов:
- перечня контролируемых диагностических показателей
- таблицы диагностических показателей и их критериальных значений
- схем размещения средств измерений и состава визуальных наблюдений на сооружениях
- пояснительной записки с описанием использованных методов определения критериев безопасности.
Рассмотрение представленных в орган надзора для утверждения критериев безопасности материалов осуществляется одновременно с экспертизой декларации безопасности и должно быть завершено в течение трех месяцев.

"Методика определения критериев безопасности гидротехнических сооружений" (РД 153-34.2-21.342-00) определяет два уровня критериальных значений диагностических показателей состояния сооружений. При этом первый уровень вводится в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и является предупреждающим. Превышение первого уровня сигнализирует о наступлении потенциально опасного состояния и требует от собственника (эксплуатирующей организации) оповещения об этом органа надзора и принятия оперативных мер по переводу сооружения в нормальное состояние. В отличие от первого, превышение второго уровня критериальных значений влечет за собой также и ввод ограничений на режим эксплуатации гидротехнического сооружения (вплоть до понижения уровня верхнего бьефа).
Применительно к предусмотренным данной "Методикой" способам определения критериальных значений диагностических показателей на основе использования детерминистических статистических моделей необходимо оценить реакцию сооружения на два уровня воздействий, соответствующих основному и особому сочетаниям нагрузок. Реакция сооружения в заданных точках контроля определяет соответствующие указанным воздействиям два уровня критериальных значений диагностических показателей:
К1 - первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность ГТС и его основания, а также пропускная способность водосбросных и водопропускных сооружений еще соответствуют условиям нормальной эксплуатации;
К2 - второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при превышении которых эксплуатация ГТС в проектных режимах недопустима.

Грамотное определение критериев безопасности гидротехнического сооружения и организация системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в т.ч. автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнического сооружения позволяет определить эксплуатационное состояние сооружения:
- нормальное - состояние сооружения, при котором сооружение соответствует всем требованиям нормативных документов и проекта, при этом значения диагностических показателей состояния сооружения не превышают своих критериальных значений К1;
- потенциально опасное - состояние, при котором значение хотя бы одного диагностического показателя стало большим (меньшим) своего первого (предупреждающего) уровня критериальных значений (значений К1) или вышло за пределы прогнозируемого при данном сочетании нагрузок интервала значений. Потенциально опасное состояние сооружения не отвечает нормативным требованиям, но эксплуатация ГТС не приводит к угрозе немедленного прорыва напорного фронта и сооружение может ограниченное время эксплуатироваться;
- предаварийное - состояние, при котором значение хотя бы одного диагностического показателя стало большим (меньшим) второго (предельного) уровня критериальных значений (значений К2). В этом случае эксплуатация сооружения в проектных режимах недопустима без оперативного проведения мероприятий по восстановлению требуемого уровня безопасности и без специального разрешения органа надзора.

Задача оценки состояния гидросооружения в каждом индивидуальном случае решается как задача распознавания расчетных, регламентированных методикой комплексной оценки состояний, путем сопоставления фактических (текущих) значений диагностических показателей с некоторыми контрольными их значениями, что позволяет своевременно определить потенциально опасное и предаварийное состояние сооружения и принять меры к предотвращению аварий.